Уязвимы ли мы? Дерьмо. Мы здесь 5 млрд лет! Но это определяет его: Он жертва "сексуального оскорбления". Мы все - бедные малышки. Дон Хуан вынудил меня изучить то, как я отношусь к людям, как я желаю, чтобы они жалели меня. Это был мой "трюк". Мы все имеем один трюк, который узнаем очень рано и повторяем до самой смерти. Если мы очень впечатлительны, их у нас два. Включите телевизор и послушайте разговорные шоу: все участники - "бедные малышки" до мозга костей.
Мы любим Христа - кровоточащего, прибитого к кресту. Это наш символ. Никому не интересен Христос, который воскрес и поднялся к небесам. Мы хотим быть проигравшими, мучениками. Мы не хотим успеха. Бедные малышки, молящиеся на бедного малыша. Когда Человек упал на колени, он стал мудаком, которым он и является сейчас."
* * *
"Я никогда не был один, пока не встретил дон Хуана. Он сказал:
- Избавься от своих друзей. Они никогда не позволят тебе действовать независимо. Они знают тебя слишком хорошо. Ты никогда не сможешь прийти с левого поля с чем-нибудь... разбивающим.
Дон Хуан сказал мне, чтобы я снял комнату, чем угрюмее, тем лучше. Что-нибудь с зелеными полами и зелеными шторами, чадящими сигаретами и мочой.
- Оставайся там, - сказал он. - Будь там один, пока не умрешь.
Я ответил ему, что я не смогу. Он сказал:
- Что ж, в таком случае я не смогу снова с тобой разговаривать.
Он помахал мне "Прощай", большая улыбка. Парень, я чувствовал облегчение! Этот странный старик - этот индеец - вышвырнул меня прочь. Но чем ближе я подъезжал к Лос Анжелесу, тем больше я чувствовал отчаяние. Я представил, что я еду домой - к своим "друзьям". И зачем? Для того чтобы вести бессмысленные диалоги с теми, кто знал меня слишком хорошо. Сидеть на кушетке около телефона, ожидая быть приглашенным на вечеринку... Бесконечное повторение. Тогда я поехал в "угрюмую зеленую" комнату и позвонил оттуда дон Хуану:
- Я собираюсь сделать это, но скажи мне, что значит "быть мертвым"?
- Это когда ты больше не заботишься, есть у тебя компания или ты один. Это и есть критерий "быть мертвым".
Мне понадобилось три месяца для того чтобы стать мертвым. Я лез на стены, отчаянно желая друга, чтобы зайти к нему. Но я оставался там. К концу этого периода я избавился от высокомерия. Вы не сходите с ума в одиночестве. Вы сойдете с ума, идя тем путем, которым идете сейчас, не сомневайтесь."
© Цитаты из интервью с Кастанедой