Ложь для меня - довольно неоднозначная штука. Есть ложь, когда ты врешь словами, открытым текстом, и осознаешь, что делаешь и зачем. Есть ложь, когда ты скрываешь информацию, которую по идее надо было бы озвучить. Некоторые не считают это ложью, но... гхм... не смахивает ли это на оправдание? Не знаю. По-моему это всё-таки форма лжи. Ещё есть ложь поступками, и мне сложнее описать, что она из себя представляет. Ложь поведением, когда ты ведешь себя не так, как ты ощущаешь себя на самом деле. Это можно назвать мягче - игрой, социальной игрой, актерством, и т.д. Большиснтво из нас играют в эту игру. Мы все постоянно врём ))
Как-то у нас несколько лекций по антропологии были посвящены лжи и её восприятию в разных культурах. Это было интересно и сильно изменило моё отношение к лжи как таковой. Из резко негативного оно стало... спокойным. Да, лекции по антропологии в течении 4 лет способны привить толерантное отношение ко всему на свете. Ну, почти ко всему. Антропологи должны наблюдать и описывать, а не судить и пытаться менять под своё "правильно" - такова особенность профессии. Хотя есть пара аспектов жизни, в которых антопологи именно судят, и некоторые - довольно воинственно (это антропологи-активисты, борющиеся за права человека, к примеру).
У меня нет негативной реакции на ложь во блаgо, да и на ложь в целом. В каких-то ситуациях она может быть полезна, в каких-то - вредна. Иногда ложь может быть роковой и привести к ужасным последствиям. Иногда - наоборот, спасти жизни. Я не могу сказать, что это одножачно плохо или хорошо - слишком много разных вариантов развития событий и ситуаций.
В своей жизни я предпочитаю, когда мне говорят правду. Даже если правдса резкая, неприятная, болезненная.
Мне нравятся люди, которые обычно говорят правду или не говорят вобще. Есть такие люди, у которых каждое слово... как будто высечено из камня, каждое действие - кристально чисто. Не знаю, как это объяснить.
Я предпочитаю не врать людям словами, но часто не озвучиваю информацию. Не скрываю целенаправленно - просто не распространяю. Мне приятнее жить, когда я знаю, что люди знают лишь столько-то о моей жизни и делах, а всё остальное покрыто туманом.
Ложь во благо... к счастью случаи необходимости такой лжи не так часты. Мне не нравится говорить ложь во благо когда это что-то вроде "Нет, что ты, ты совсем не толстая и это платье на тебе отлично сидит". Ну зачем дезинформировать человека, если платье на самом деле делает её похожей на пугало? Не лучше ли в мягкой форме намекнуть (если высказывать прямо чревато), что хорошо бы вот это и это изменить? Просто когда человеку все врут, он и не будет меняться. То же самое с характером. Когда все говорят человеку, какой он талантливый, хотя на самом деле голос его ужасен, какой от этого толк? Если человек просит фидбэк на что-либо, я считаю, что это должен быть чесный фидбэк, а не успокоительный и не лесть. Фидбэк для того и нужен, чтобы помочь совершенствоваться. Ну, как мне кажется. Может кому-то он нужен исключительно для почесывания ЧСВ.
Другое дело ложь во благо, когда она совершенно необходима, чтобы спасти жизнь или сохранить душевное спокойствие, потеря которого могла бы убить человека. Да и тут... надо смотреть по ситуации. Вспоминается фильм... как же он назывался... с Роберто Бениньи. Жизнь Прекрасна, кажется. Где он с сыном был в концлагере и врал мальчишке, что это такая игра. Вот ложь во благо ребенка, чтобы не травмировать его. Хорошо это или плохо? То, как было в фильме, этот конктерный пример - хорошо. Или когда детям говорят, что умерший брат или родитель - на небесах (или ещё где-то, неважно). Тоже ложь (недоказуемо всё-таки), но наверное это лучше, чем сказать, "сынок, твоя сестренка больше не существует, она совсем исчезла, а её тело сейчас гниет в гробу и его едят черви". Ещё ложь во благо... хороший пример есть в том японском фильме, который у меня в посте про кино. Там отец сбросил своего сына в океан, желая избавиться от него, но мальчик чудом выжил. Поступок отца стал известен полиции, его поймали и привели в участок. А там мальчик, очная ставка. Мальчика просят рассказать, как отец его столкнул, а ребенок отвечает, что он вобще не знает этого мужчину, что он ему никто. Таким образом он желает спасти отца от тюремного заключения. Мужчину всё равно сажают конечно, но этот кульминационный момент фильма просто великолепен. Когда мальчик со слезами на глазах упрямо говорит, что он его не знает, а отец бросается на колени и сквозь рыдания кричит, "прости меня!" Тоже попытка лжи во благо, вполне объянсимая и оправданная.
Вобщем всё очень неоднозначно, нет одной формулы для всех ситуаций.